суббота, 30 октября 2010 г.

Техническое описание велопохода по Карелии 29 июля – 9 августа 2010 года


Участники: Голикова Татьяна, Сагдуллин Тимур
Маршрут: Медвежьегорск – Поросозеро - г. Воттоваара – Суккозеро – Муезерский – Боровой – Юшкозеро – Калевала – Кемь
Пробег: 930 км, включая все подъезды-отъезды


Интро

В середине лета 2010 года в Московской области установились сорокоградусная жара и засуха, дым от горевших торфяников укутывал Черноголовку, расположенную не так далеко от центров пожаров. Все окрестные водоемы были запружены выехавшим из городов народом, берега покрывались мусором. Жизни не стало, поэтому было решено ехать в поход в более прохладное и безлюдное место.
Подготовка к походу заняла меньше двух дней. За эти два дня решились (самое главное!) ехать, спланировали маршрут, купили более-менее подходящие билеты, карты Карелии, договорились с сафроновской группой о встрече на маршруте, договорились об отъезде на работах.
Маршрут был выбран по простым критериям. Нам хотелось посетить в Карелии два места: гору Воттоваару, где мы должны были встретиться с группой знакомых сафроновцев (их сайт http://aisafronov.100km.ru), и Калевалу, где этой зимой мы катались на лыжах (страница мероприятия http://www.100km.ru/projects/kln/) и нам очень понравилось место, и хотелось бы увидеть те края еще и летом.
Времени на раздумья не было, просто провели по карте кратчайший маршрут.

Реализованный в итоге маршрут, общий вид (трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=uctoqecynpvqibao):

Общий вид маршрута



29 июля 2010, время 16:00

Запись из походного дневника:
«Едем на поезде в Медвежьегорск. До прибытия осталось еще 4 часа. Лес, видимый из окна, сочно зеленый, в отличие от леса в Московской области. На остановках продают много черники. Засухи тут нет и в помине! В поезде жарко. В Медвежьегорске будем в 8 вечера, надо будет быстро собраться, закупиться, и выехать, осмотрев по пути городок. Темнеет в 11, не так уж много у нас светлого времени.
(этим же вечером выяснилось, что мы ошибались насчет времени потемнения, темнело только после 12 ночи!)

Когда, наконец, приехали в Медвежьегорск, было довольно светло. Времени на осмотр города у нас не было, поэтому сразу стали выезжать из города. Собрали разобранные велосипеды и закупились в магазине где-то за час.
Городок показался некрупным, в основном промышленным. Асфальт в нем сильно разбит.
На выезде из города поразила сложность развязки дорог Медвежьегорск-Поросозеро и М18. Она хоть и была похожа на стандартную развязку-«клевер», но съезды были продублированными и имели дополнительные перемычки, и в какой-то момент мы просто проехали аккуратно по встречке, чтобы не выписывать лишний круг по кольцу, уходящему куда-то в сторону и наверх на горку (машин в тот момент не было).

Пробег в первый день

Дорога от Медвежьегорска в основном вела с уровня моря вверх, ехалось небыстро. Через 10 км стали искать место для ночевки. С 3го раза нашли – спустились по крутой тропинке с дороги к рыбацкому месту на озере. Было уже где-то 22-30. Думали, прятать ли палатку от взгляда с воды, на случай, если кто-то будет проплывать в лодке. Вокруг все казалось спокойным, поэтому палатку поставили прямо на берегу. Озеро – заросший торфяник с кувшинками, не холодное, но после жаркого дня, проведенного в поезде, освежает.
Оз. Кольозеро
Было радостно оттого, что, наконец, сбежали от московских толп и жары, и находимся у чистого озера одни в лесу.
Напротив нашей стоянки находился рельефный остров, с высоким холмом-скалой, который отражал звук проезжающих по шоссе машин. Очень необычно.
Ночь была теплая и светлая. До конца так и не стемнело, белые ночи остаются даже в июле. Было тепло, спали на пенках без спальников. Все прошло спокойно.
Ночью я вдруг проснулся от странного звука – аэродинамический шум над палаткой и переливающийся свист. Казалось, что по шоссе проезжает шумная машина, со свистом и биениями. Но утром над нами пролетела стая журавлей (?), и я понял, что именно она была источником того звука ночью.

Пробег за день 15 км.



30 июля



Выехали с места стоянки в 11-30. План-минимум – проехать 100 км до Поросозера и после него вставать на ночевку.
Дорога сначала была асфальтовой, с большими волнами, и выступающими из асфальта камнями и пнями. Рельеф довольно крутой – не зря называется Медвежьегорск. Впрочем, дорога доставляла одно удовольствие - машин почти не было.
В одной из деревень немного пообщались с местными жителями, пока спрашивали про родник – с бойкой бабушкой лет 70 на вид и алкашом лет 40. Бабушка оказалась очень живой и понятно объясняющей про дороги и повороты с указанием точного километража. Алкаш лишь выдал что-то в духе «Вам что делать не ххх?». Сравнительно молодые алкаши и активные бабушки – преобладающее коренное население современных деревень.
В этот день мы впервые познакомились с гребенкой на дорогах с «улучшенным» покрытием.
Гребенка, найденная в интернете фотография
О существовании гребенчатых дорог я знал и раньше, но никогда не приходилось так долго ехать на велосипеде по ним. Велосипед прыгает на волнах, ехать быстро нельзя – трясет. Постоянно занимаешься поиском участков дороги, где ровнее. Дорога кажется бесконечной и сильно выматывает. Хорошо, что машин по дороге едет не много.
Дорога, отмеченная на карте жирной линией и пометками А132, оказалась тряским грейдером. Вдоль дорог множество памятников погибшим в авариях. Из-за своей разбитости дорога не располагает к быстрой езде, но обилие непросматриваемых поворотов и перегибов-трамплинов делают свое дело.
Оз. Совдозеро
В одной из деревень стал пить воду прямо из озера (Совдозеро), т.к. приспичило - долго ехали без воды, своя закончилась. Разрешилась проблема тем, что одна жительница, увидевшая нас, предложила кипяченой воды. Обошлось все без последствий для здоровья.
Тряска продолжалась долго, и мы порядком устали. Асфальт, встретившийся незадолго до Поросозера, приняли с воодушевлением. Оставшиеся километры до поселка пронеслись быстро.
В поселке заехали в магазин. Пока стояли у магазина, к нам подошел мужичок лет 50-60, худой, весь в тюремных наколках. Я решил по его виду, что он, как и предыдущий алкач, заведет пластинку про то, что нам нечего делать, и не найдется ли у нас 10 рублей, но мужичок с куполами на плечах стал расспрашивать нас о походе и сам немного рассказал о своем крае. Сказал, что стоящие 25..27 градусов – небывалая жара для этого места.
Место для ночевки искали не долго, забурились в лес по уходящей с дороги грунтовке и проехали километр до озера. Сначала попытались поставить палатку на 10-метровом скальном выходе, растущем из воды. Но дорога туда не вела, мы попробовали пройти туда азимутом пешком для разведки, спрятав велики в придорожных кустах. Но местность оказалась неудобная - болотистая вырубка, поняли, что на скалу с гружеными великами пройти будет трудно. В итоге поставили палатку на более доступном месте.
В этот вечер, несмотря на открытый холм и ветер, нас изрядно погрызла мошкара, и мы даже не стали жечь костер, чтобы не подвергаться укусам, а вскипятили воду на горелке для ускорения процесса, а сами при этом сидели в палатке или гуляли (бегали) рядом.
В этом краю множество болот, и часто граница между озером и болотом размыта – в центре может быть открытая вода без кувшинок и камышей, в которой можно купаться, если только решишься пробираться сквозь заросший илистый берег. Болота не кажутся какими-то неприятными – просто естественная растительность и среда обитания для кого-то.

Пробег за день 120 км.



31 июля



Ночевка прошла спокойно, по накатанным лесовозным дорогам вокруг озера и вырубок никто ночью не ездил (мы не заметили).
Удобный вход в озеро с досок
Утром мошка почему-то исчезла, чему мы удивились – ветер то и вечером был. Стали пользоваться предоставленной возможностью купаться и спокойно готовить завтрак на огне. Над нами пролетело несколько стай журавлей, очень красиво летели, с шумом и курлыканьем. После пролета стаи на озеро у нас на виду приводнились две какие-то большие и красивые птицы, поплавали-поныряли, и улетели.
«Улучшенная» дорога со стиральной доской сменилась после пос. Гимолы сначала на каменистый свежеуложенный грейдер, широкий и ровный, как ВПП, а потом на однополосную грунтовку без стиральной доски. Широкий грейдер укладывался для самосвалов, ездящих на каменоломню. По нему ехалось почти как по шоссе. Скорости на участке после Гимол возросли, настроение улучшилось.
Y-образная развилка. Объезд горы с разных сторон. Нам налево.
Хотя если ехать направо, к горе так же будет подъезд.
Нашей целью в этот день была гора Воттоваара, про которую мы тогда знали только, что это невысокая (417 метров над уровнем моря), но красивая гора, со странными нагромождениями камней, называемыми сейдами, и каменной лестницей, происхождение которых достоверно неизвестно. И историей с расстрелом партизан на ней в годы второй мировой. Но в этот день гору мы не увидели - ехали хотя и близко к ней, но лес скрывал от нас вид горы. Стали встречаться другие туристы, понятно, что место популярное.
Получили огромное удовольствие от езды по пустой грунтовке без трясучки. Только по таким дорогам и ездил бы :)
Стоянка в этот раз была на берегу большого озера Верхнее Карбисалми. Сделали несколько классических для Карелии фотографий заката на озере. Красиво, блин!



Пробег за день 90 км



1-2 августа



В этот день собирались встретиться с группой сафроновцев, с которыми договаривались об этом заранее в Москве, и поехать вместе на Воттоваару. Они проводили в Карелии вело-беговой поход (ссылки об этом мероприятии http://aisafronov.100km.ru/files/velo2010rec.doc и http://www.100km.ru/karelia/): вся их группа была разбита на пары, на каждую пару приходился только один велосипед. Один ехал на груженом велосипеде, второй бежал налегке. Менялись один раз в сутки, или по договоренности. Дневные пробеги доходили до 55 км.
Ближе к горе дорога становилась все круче и все более разбитой, с вывернутыми крупными камнями и промытыми овражками. Стали на крутых участках спешиваться. Трудно представить, как по такой дороге ездят на четырехколесном транспорте. Дорога вела все вверх.
Если идти на вершину горы, то дорога постепенно переходит в теряющуюся тропу. Дорог в окрестностях вершины довольно много, они протяженные, и с них саму вершину не видно из-за окружающих холмов и лесов. По словам Миши Афанасенкова, иногда в поисках вершины тур. группы кружили вокруг горы день или два, и уезжали ни с чем. При поездке на гору нужно разузнавать маршруты, или присоединяться к знающим людям.
Двух дней, конечно, нам не хватило. Гора довольно протяженная, и, если не торопиться, то потребуется довольно много времени, чтобы все внимательно обойти пешком и осмотреть на ней.




Пока рассматривал эти нагромождения камней, все пытался найти любую зацепку, помогающую объяснить происхождения этих сейдов. Но ничего не нашел.

Сейд


Единой версии их происхождения так и нет. Человек ли соорудил эти конструкции, или образовались они естественным путем? В пользу первой версии говорит существование похожих конструкций в других местах земли, и в тех случаях причастность человека к созданию сейдов доказана. Назначение их духовное, связанное то ли со смертью одного из членов живших тогда племен, то ли Сейды связаны с войной и являлись символом удачи на ней. В пользу версии естественного происхождения могла бы свидетельствовать невероятно большая масса некоторых камней в конструкции. Стали бы люди заморачиваться над этими сейдами? А подобный порядок камней мог образоваться при таянии ледника с расположенными друг над другом камнями, например.
На горе познакомились с туристом Мишей из Петрозаводска, парнем лет 25-30, который специально приехал на поезде на ближайшую от горы станцию, в одиночку, и прошел от станции до горы 25 километров пешком с рюкзаком до своей цели :)

Велопробег 38 км, еще около 15 пешком.



3 августа

Воттоваара - Пенинга. Недоехали до Пенинги около 10 км.
Все хорошее рано или поздно кончается, и нам пришлось собираться в отъезд, чтобы попасть в Калевалу. Стартовали от лагеря в 10:30, распрощавшись с группой Миши и Ольгой, которая пошла на станцию Суккозеро пешком. В 12:15 приехали в Суккозеро. У магазина провели около одного часа, закупаясь и уминая продукты. Я все ел и ел, не мог наесться - какой же вкусной еда кажется на открытом воздухе.
Дорога Воттоваара-Суккозеро – хорошая грунтовка, вполне скоростная. На самой горе крутые и разбитые спуски и подъемы, с крупным камнем. От Суккозера дальше на север первые 2 км идет хороший грейдер, потом до ст. Брусничная ахтунговская гребенка. От Брусничной до места ночевки дорога ничего, но много песка. Средняя скорость на ней у нас получилась около 14 км/ч. Весь день палило солнце, было жарко.
Проголодавшись, подъехали к озеру, чтобы спокойно перекусить. Время было 17-40 и еще можно было ехать несколько часов, но озеро нам понравилось, решили оставаться на нем на ночевку. Легли спать примерно в 22 часа.
Палатку поставили так, чтобы из нее было видно озеро, полуостров на нем, и заходящее солнце. Красивый пейзаж, который и тысячи лет назад был таким же.
Хотелось спать, до этого не высыпались из-за ранних подъемов у Миши Афанасенкова.
Выписка из походного дневника за тот день:
«Место ночевки хорошее, тьфу-тьфу-тьфу. Озеро с каменистым дном, холодное. Натоптанного захода в озеро нет, заходили прямо из травы, а в озере сразу начинались камни.
Фото вызывает ностальгию по тем дням
Вечером со стоянки были слышны звуки работающих бензопил и голоса где-то в отдалении. Мы изучили окрестные дороги, по ним стало понятно, что валильщики леса их не используют.
Из-за того, что на нашей стоянке не было готового кострища и не хотелось портить траву и дерн, развели огонь в старом, практически сгнившем, пне. Он от этого полыхнул и стал гореть внутрь себя! Пришлось его поливать водой. Потушили. Хорошо, что трава в округе была не очень сухой, полыхнул он хорошо! Потом жгли костер очень аккуратно, подкладывая дрова по минимуму.
На завтра у нас большие планы, нужно проехать 130 км.
Встретились птицы, похожие на куропаток – коричневые, крупные, только размером больше курицы. На голове светлые пятнышки. Увидел я их случайно – на ходу заметил странный коричневый объект в кустах рядом с дорогой. Остановился, чтобы рассмотреть. Птицы, завидев меня, улетели прямо в густой лес.»

Пробег за день 73 км.



4 августа 2010

День ломежки по ахтунговским дорогам.



Наше место ночевки оказалось неплохим, но немного доставали комары и мошка. Получалось так, что в местах с мошкарой мы активно разбирали-собирали палатку, паковали рюкзаки, расслабляться не получалось. А если мошки не было, можно было и поваляться на берегу и пособирать ягоду. Ягода была везде, стоило ее лишь поискать.
Вид из палатки был отменный, озеро холодным и чистым.
Проснулся я в 6:50, выехали с места в 11 часов. Первый километр дороги, ведущий к "федералке" и переезду ЖД, была как последний глоток чая в тенистом шатре перед выходом в песчаную бурю. Такие бури образовывались за каждой проезжающей машиной, и оседали в отсутствии ветра несколько минут.
Дорога - гребенка адская, за час с трудом проезжали 11-12 километров. Жарило солнце. От тряски один из велорюкзаков протерся до дыры от контакта с винтом, крепящим стойку багажника к раме в нижней точке. Обмотали торчащий винт тряпкой, чтобы как-то сгладить его, перераспределили вес в рюкзаке, и проблема больше не повторялась.

Машина проехала, а пыль все висит в воздухе
Карельские трассы

Чуть южнее Пенинги существуют лесные дороги (по карте западнее основной), по которым можно объехать разбитые участки. Мы выезды на них пропустили, а стоило бы поискать - возможно, что они не так плохи, как основная федералка.
Пенинга-Волома. По дороге, ведущей вдоль ЖД, мы не поехали. К тому моменту сложилось представление, что следует избегать дорог, соединяющих разные населенные пункты по кратчайшему пути, т.к. они наиболее загружены местным транспортом, и, следовательно, разбиты. В данном случае "наиболее загружены" означает 10-20 машин в час. По московским меркам, трафика на всех проселочных дорогах, по которым мы ехали, очень мало. Но все равно мешает пыль после машин, и необходимость осторожничать на непросматриваемых участках пути, чтобы не поймать встречную машину. Впрочем, машины в таких местах, как правило, сбрасывают скорость и жмутся правее.
Поехали по дороге западнее основной, по более длинному пути. Дорога оказалась так же плохой, было много песка. На спутниковых картах обе дороги примерно одинаковой ширины, возможно, и не было смысла удлинять путь.
Перед въездом в Муезерский искупался в р.Муезерка под ЖД мостом. Муезерка здесь была мелка и болотиста, но вода после пыльной дороги все равно освежила.
Сам Муезерский оказался довольно большим городком, с несколькими магазинами, асфальтовыми улицами.
Далее поехали по отличной лесной дороге вдоль левого берега р.Муезерка. Были опасения, что она окажется неподходящей - либо разбитой, либо заросшей, либо прервется. Но все оказалось супер - то, что надо. Подходил вечер, и мы несколько раз пытались встать на ночевку на берегу Муезерки, но все берега, к которым мне удавалось подойти (они были отмечены на карте как пороги, и мы думали, что там могут быть миниводопады с полянами для стоянок), были заросшими, с множеством комаров. Потеряли на попытки встать, наверное, полчаса, а то и час. Наконец, доехали до большого озера (размером >1 км) слева от дороги. Стоянка оказалась отличной, проветриваемой, с озером, у которой было мелкое песчаное дно, и приходилось проходить по колено в воде 10-20 метров, пока глубина становилось достаточной для плавания. Было немного мусора, но мы его убрали.
Когда искал место под палатку, спугнул крупного зайца с берега водоема. Не торопясь, тот упрыгал в кусты. По его неторопливым и ленивым прыжкам было подумать, что он абсолютно уверен в своей безопасности.
На берегу озера стояла маленькая избушка, высотой с человеческий рост. Никакого замка на двери не было. Осторожно заглянули внутрь. Из-за низкого потолка внутри нельзя было выпрямится в полный рост. В избушке стояла старая металлическая печка. Интересно, что на карте в этом же месте так же отмечена изба.

Избушка...
...и вход в нее


Часов в 11 вечера резко набежали тучи и началась сильная гроза, с длинными молниями во все небо. Очень красиво, давно не встречал грозу на природе. Таня предложила перенести палатку подальше от берега и высокой сосны на нем, в лес. Но уже стемнело, и было лень перетаскивать развернутую палатку с грузом внутри на новое место.
На всякий случай отошли от высокой сосны вглубь леса, посчитав, что там будет безопаснее. Прождали в лесу около получаса, но гроза не кончалась. Моросил слабый дождь. Я пошел спать в палатку, т.к. было уже поздно, около часа ночи. Скоро подошла и Таня.

Пробег за день 103 км.



5 августа.

100 км по лесным дорожкам до пос. Боровой, с жутковатым плато перед поселком, с большим количеством развилок, непонятным тяжелым дыханием какого-то крупного зверя в кустах у обочины, и красивым высоким гребнем, похожим на ледниковую морену.


Утром этого дня долго собирались, не хотелось уезжать с хорошей стоянки.
Начались тяжелые песчаные подъемы, где приходилось слезать с вела и идти пешком. Поэтому, несмотря на небольшое количество гребенки, день выдался тяжелым. У Тани заболели колени из-за ломежки в песчаные подъемы.
Около 60 километров проехали по петляющей по вырубкам грунтовке, не встретив ни одного человека, ни машину, с множеством развилок, и часто наша дорога была заросшей, и на нее нужно было сворачивать с накатанной дороги, что на месте выглядело совершенно неочевидным. Такое повторялось несколько раз. Дорога шла то по болотам, и нам приходилось брать мини-броды, то поднималась на холмы. Иногда открывались красивые виды на соседние холмы, иногда лес прятал от нас окружающие территории. В целом, дорога плохо запоминалась, были повторяющиеся виды, однообразные песчаные дороги в лесу.
Так же на нашей дороге были отчетливо видны следы четырех велосипедистов, и по их траектории, заезжающей во все отвороты, можно было решить, что они не знали, куда ехать. В одном месте из кустов до нас донеслось тяжелое дыхание какого-то крупного зверя. Отъехав подальше, попытался рассмотреть источник звука, но никого не рассмотрел. У нас был трек правильной дороги в ЖПС и бумажная карта двухкилометровка с устаревшими дорогами, и, честно говоря, для полного спокойствия не хватало второго дублирующего приборчика ЖПС с треком. Если наш единственный жпс отключился бы по какой-то причине (чего с ним никогда не бывало, кроме случаев с севшими батарейками), по бумажной карте с плато к цивилизации, мы выехали бы, конечно, но это заняло бы немало времени, и совершенно не хотелось кататься на этом огромном плато, рискуя встретиться с медведем, и неизвестно сколько времени проведя в поисках правильной дороги.
Вид с гребня вниз. Сзади в 10м такой же спуск.
Проехали плато в итоге довольно быстро. При выезде с плато дорога пошла по вершине высокого узкого гребня среди болот, с которого открывались виды на ближайшие окрестности. Таня сказала, что наш гребень похож на ледниковые морены, которые она видела на альпсборах. Наверное, так оно и есть, поскольку ориентация гребня была северо-западной, это как раз направление отступания ледника.
Заночевали на р. Чирка-Кемь, не доехав 1 км до Борового. Место ночевки оказалось отличным. Опять никого рядом не было и никто нас не беспокоил. На пляже лежал большой камень, который разнообразил наш вид.
Боровой, куда мы заехали за продуктами, запомнился ужасной гребенкой, большим количеством собак, которые нас облаивали, и магазином, работающим до 2 ночи. Смесь цивилизации и деревни :)



6 августа


Проехали в этот день мало из-за коленей, у меня они заболели тоже. До этого мы считали, что были вполне натренированными и раскатанными, с «притертыми» коленями, но на песчаных подъемах, на которые нужно было заезжать целый день, колени нагружаются сильно.
В этот день вечером долго и тяжело искали место для стоянки на ночь. Сначала пропустили несколько открытых полян на берегу больших озер на выезде из Юшкозера, т.к. места были замусоренными и располагались слишком близко к дороге. А потом пошли болота и сплошной лес. В итоге встали на ночь на месте, где был обеденный перекус у пробежавших там днем или двумя раньше сафроновцев. Даже остались их стрелки на дороге в месте, где нужно было сворачивать в лес. Были полчища мошки, из-за которых нельзя было расслабиться ни на секунду.
Запись в походном дневнике:
Сейчас сижу в палатке с закрытыми сетками, расслабляюсь и пишу дневник, а по палатке стучит барабанной дробью бьющаяся под тентом мошка. Не хочется выходить, но надо!

Вид на озеро украшала рыбацкая лодка. Озеро было несколько заросшим, но мы все равно нашли удобный подход к воде и искупались – освежает!


Завтрак
Маленькие гады знают, что мы где-то рядом, и ждут шанса



Пробег за день 55 км.



7 августа


Утренний сбор на мошкарином месте прошел довольно быстро, за 2-2.5 часа. Мошки утром было меньше, но все равно ее было излишне много. Переодевался в велоодежду и дозапаковывал рюкзак я уже на грейдере, где был хоть какой-то ветерок, спасшись от маленьких гадов бегством.
Грейдер утром показался сносным – отдых пошел на пользу. Незаметно доехали до лесного участка. Дальше дорога стала грунтовой лесной, без грейдерных «улучшений». Трясучки не было, что сразу оценили. Сначала в лесу встречались неудобные песчаные подъемы, но потом дорога стала твердой и плоской. Встретилось несколько переправ через болота. Я подмочил ноги. Это лето было сухим и жарким, поэтому в отношении болот нам еще повезло.
На первой части дороги встретили множество звериных следов – копытные, медвежьи. Было немного не по себе оттого, что я не знаю, что делать в случае встречи с медведем – то ли стоять на месте в надежде, что тот уйдет, то ли самому отходить.

Царь зверей был здесь
Гриб прямо на дороге

Лесная дорога

Вторая часть лесной дороги была просто велоэталонной – твердая и гладкая, скоростная. Проехали ее быстро и с удовольствием. Незадолго до выезда из леса на асфальт нам встретились сборщики черники. У них было набрано несколько ведер. Подумалось, что и нам бы можно было в этих местах пособирать чернику домой в Черноголовку.
Проехав немного по асфальту, свернули на место стоянки сафроновцев (километровый столб 154 от Кеми). Место оказалось удобным по всем параметрам – от шоссе вела неприметная дорога в лес, поляна располагалась в 200 м от шоссе. Озеро было настолько чистым, что можно было хорошо разглядеть свои стопы, если стоять по шею в воде. Поляна была большой, проветриваемой (нет мошки), было очень много черники и голубики. С удовольствием провели в этом месте часа 3, искупавшись и перекусив. Перед выездом позвонили в отель ВЕЛТ, чтобы убедиться в наличии свободных мест. Места были.
До Калевалы оставалось доехать по асфальту 25 км. Проезжая по пути пос. Куусиниеми, знакомый нам по зимним лыжным пробегам в марте-апреле 2010го, решили подъехать к озеру. На лыжной сотне здесь был съезд с берега на лед озера Куйто, по которому оставалось до финиша ехать 15 км. Осмотрели место съезда, у каждого из нас были свои воспоминания – тяжелая была та сотня! Летний вид был не особенно хорош, берег в металлоломе, в мусоре.

По этой должке зимой на лыжах мы скатывались на лед

Приятно вновь оказаться на месте,
с которым связано столько воспоминаний


Родник

Напредававшись вдоволь ностальгии о зиме без комаров и жары :), тронулись в Калевалу. Заселение в отель произошло без проблем. Велы поставили в техническую стоянку при отеле, под открытым небом. Небольшой остаток дня провели, закупаясь в магазинах, и устраивая мегастирку в горячей воде. Отдохнуть в итоге толком и не получилось. Белье развесить толком в отеле было негде, вешали в комнате на что придется, комната в итоге стала похожа на какие-то джунгли из висящих тряпок.
Ночью была очень сильная гроза, мы проснулись от вспышек молний. Таня порадовалась тому, что мы были сейчас в отеле, а не в палатке. Подумалось, каково же группе сафроновцев, которая в это время ночевала на оз. Вайкульском. Позже узнали, что у них затопило одну палатку, и жильцы из нее переехали к соседям на сухое место.


Пробег за день 92 км.



8 августа

Расслабляемся.


Утром выспаться не получилось, нужно было позавтракать и освобождать комнату (расчетный час - 12). Ключи от комнаты сдали в 11-45. Комната стоила нам 1440р, завтрак и ужин на двоих еще 2х(250+150) = 800р.
До обратного поезда еще оставалось двое суток, а ехать по асфальту до вокзала предстояло 180 км. Подумали, что еще  можно успеть сделать. Хотелось бы еще покататься здесь, съездить на оз. Вайкульское, водопад Куми, посмотреть окопы-бункеры, оставшиеся здесь с войны. Думали насчет возможности сдать билеты и остаться в Карелии еще на несколько дней и уже просто отдыхать, тем более, что вести из Москвы были не радостными, торфяники продолжали гореть и так же жарило солнце, не хотелось возвращаться туда. В конце концов, решили, что слишком устали для похода, да и на работу было пора уже.
Летом Калевала показалась серой из-за однотипных малоэтажных зданий, построенных в советское время из белого кирпича. Зимой, под метровыми сугробами, город выглядел более праздничным.
Приехав на уже знакомую со вчерашнего обеда поляну, нашли на ней следы большой лужи, и разбросанный повсюду мусор. Ветер и дождь в предыдущую ночь и здесь были сильными.

Заасфальтированный старый пень на дороге







С удовольствием провели вечер в хлопотах, купались, ели, собирали чернику, в рот и про запас. Я впервые набил живот черникой до отвала - ею невозможно наесться, очень вкусная ягода!

Пробег за день 25 км.



9 августа


Ночь прошла спокойно, опять много и крепко спали. Все-таки, физическая усталость от похода явно давила на нас, болели колени, тяжело было сидеть в седле. Программа оказалась слишком плотной для наших сил.
Проснулись и встали в ~9:30. Выехали в ~13:00, при этом купались и собирали чернику.
Мы уже считали, что все грейдеры позади, но в районе р. Шомбы был участок широченного, но тряского грейдера, длиной около 15 км. На выезде с грейдера велись асфальтоукладочные работы, может, скоро и этот участок заасфальтируют.
Удивила высота дорожной насыпи, которая в некоторых местах доходила до 10 метров,  при ширине около 15 метров, и возвышалась над заболоченными редкими лесами. Отвесы насыпи были довольно крутыми. Подумалось – зачем делать такую высокую насыпь, ведь если машина улетит случайно в кювет, она так и будет лететь, не снижая скорости, до самой встречи с деревом далеко внизу. И сколько же породы нужно для этой насыпи?
Возможно, такая высота нужна, чтобы зимой дорогу не задувало снегом.
В Кемь приехали в 22.00 Дорога, за исключением участка с грейдером, была хорошей, машин было мало. Отметили выезд на М18 – шоссе, связывающее Мурманск и Санкт-Петербург. Сколько отчетов я читал о марафонах, проходящих здесь, и все пытался представить, как же выглядит это шоссе, идущее сотни километров среди по-грозному красивых болот. Прелый запах разлагающейся болотной травы навевал мысли о старых временах, вспоминался фильм «А зори здесь тихие».
Выезд на М-18
Большое болото у шоссе

В Кеми попытались найти кафешку и полюбоваться Белым морем, которое, если судить по карте было в 5 километрах от ЖД вокзала. Пока еще было светло, решили ехать к морю. Проехали 5 км, и еще немного, но дорога все шла и шла вдоль линии берега, среди деревень и высокого кустарника, и никакого моря видно не было. Попробовали съехать с шоссе и проехать остававшиеся сотни метров до моря по грунтовой дороге, но уперлись в болото. Поскольку уже темнело, решили возвращаться на вокзал. Так моря и не увидели.
На вокзале был хороший 24ч магазин, остаток времени до поезда скрашивали походами к нему за вкусностями.
Стоит отдельно отметить непривычное для нас благодушие и доброжелательность местного населения по отношению к нам. Продавцы в сельмагах, опрашиваемые прохожие, и просто любопытствующие проявляли неподдельный интерес и участие к нашим проблемам. Возможно, сказывается малая населенность района, сложные условия жизни (болота, неурожайная почва, удаленность от большой цивилизации), что делает людей доброжелательными друг другу. Если рядом есть человек, всегда придет помощь, если что. В отличие от центральных регионов России, где более распространена идея «меньше народу, больше кислороду и меньше пробок».
Наш поезд приходил в 4:35 ночи. В зале ожидания было людно, вокруг нас сидели другие туристы, пешеходы и водники. Кто-то разговаривал о Соловецких островах, кто-то спал на пенках на полу. Прогоняли сон прогулками в магазин. В целом, обстановка на вокзале была мирной.
Загрузились в поезд со спящими пассажирами успешно, места на верхних полках были свободны, проводник препятствий не чинил. Мой вел был в чехле, который я возил с собой все 900 км, танин вел запихали в 3 больших черных пакета, и обмотали пакеты скотчем, которые так же провозили с собой все это время. Пакеты были немного легче, но они менее удобны для упаковки вела.
В поезде сразу легли и заснули. Все закончилось успешно!

Итоги

Мошка; белые ночи (крути сколько хочешь); море ягод; чистые озера; красивые виды, холмистый рельеф; болота; малая населенность, добродушие местных жителей; безопасность; полно дров, питьевой воды и мест для стоянок; тряска на грейдере; медведи.

Дома


Ссылки

Фотографии с этого похода полностью: http://picasaweb.google.ru/timmsagd/201002
Фотографии сафроновцев http://www.100km.ru/karelia/karelia2010/
Похожий на наш веломаршрут по Карелии, отчет с которого мы изучали перед выездом:
Механизм возникновения гребенки (washboard road) с картинками и видео:

Статистика

Дата
Пройденные пункты
Пробег за день
Пробег общий
Скорость средняя дневная
28.07.10
Черноголовка - Ленинградский вокзал
25
25
25,0
Медвежьегорск
15
40
15,0
Поросозеро
120
160
15,0
Гимолы - Г. Воттоваара
90
250
13,4
Г. Воттоваара
38
288
12,7
-
0
288
Дневка
Суккозеро
73
361
14,0
Пенинга - Муезерский
103
464
13,3
Боровой
99
563
13,9
Юшкозеро
55
618
11,1
Куусиниеми - Калевала
92
710
15,3
Калевала - Куусиниеми
27
737
16,5
Кемь
165
902
20,0
10.08.10
-
0
902
Поезд
11.08.10
Ленинградский вокзал - Черноголовка
28
930
19,5


Правка от 03.02.2012 16:00

2 комментария:

  1. Надежда Варфоломеева1 февраля 2012 г. в 23:01

    Ух, как здорово описано! Прочитали с удовольствием. Мы ни разу не были в Калевале, хотя живём рядом. Захотелось самим съездить туда. Хотим предложить Вам проложить маршрут и описать ещё одно место: водопад Белые мосты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв. Может быть, съездим и на Белые мосты, тем более, желание повторить поход имеется.

      Удалить